14:13 

Творческий путь копирайтера. Краткое ироническое эссе.

writing_stranger
Сколько же в инете развелось копирайтеров. Боже мой (это художественный эквивалент разговорного «до хрена»). Каждый мнит себя великим гением русского языка. И каждый считает своим долгом вести блог. А в блоге том…
- банальности вроде «как написать хороший текст»
- банальности вроде «как написать плохой текст»
- банальности вроде «не все, кто называет себя копирайтерами, являются ими», причем выдаваемые за великую истину.

Вот, например, возьмем простейшую тему «Как стать копирайтером». Ну нет ничего элементарнее.
Что пишет великий копирайтер-блоггер?

«Я еще в школе ходил в литературную студию или публиковался в местной газете, закончил филфак с красным дипломом, работал журналистом, потом работал редактором, а после 10 лет безупречной работы понял, что мое призвание - копирайтинг»
Так вот. Все может быть совершенно по-другому (как у меня, например).
Можно ни сном ни духом не ведать ни о каких литкружках и местечковых газетах и ни грамма туда не стремиться. Можно писать стихи и рассказы и дико стесняться того факта, что ты их пишешь. Мучительно краснея, прятать свое графоманство в стол и все равно писать. У меня были в жизни моменты, когда страшнее было оставить на столе дневник, чем пачку сигарет. За сигареты меня бы отругали и отлупили удлинителем, что неприятно, но переживаемо. Но чтобы кто-то прочитал мои невинные фантастические рассказы… нет уж, лучше удлинитель.
Зерно истины тут одно: если ты хочешь связать свою жизнь с тем или иным видом литературного творчества, начинай писать как можно раньше. Не столь важно, что это будет – рассказы из жизни школы или длинные любовные послания к кумиру. Важен сам факт – писать надо. Регулярно и систематически. Отрабатывать слог, стиль, пробовать разные формы и жанры. Искать свои пределы (а что ты вообще можешь) и смотреть, что тебе дается лучше и хуже. Невозможно 40 лет работать маляром, не отличать рассказ от пьесы, подписываться только в зарплатной ведомости, а потом сесть и – бах! - создать гениальный роман. ТАК НЕ БЫВАЕТ.
Если человек пишет, то он пишет. В любых условиях, любых настроениях, а нередко даже вопреки окружающей обстановке (в том числе и звукам работающего пескоотбойника за окном).

Итак, с начальной стадией процесса «Как стать копирайтером» мы разобрались. Хрустя суставами, электричка потащилась дальше. Следующая станция – «мои университеты». Обязательно ли пять лет учиться на филолога, чтобы создавать гениальные тексты?
Как показывает практика (а она в нашем деле вообще на первом месте), одно с другим связано… но не всегда. Можно отучиться на филфаке, в совершенстве знать теорию великого и могучего… и писать крайне скучно и занудно. Главную роль здесь все-таки играет чувство языка, присущее от природы и развитое «тренировочным писанием». Теория в копирайтинге не так важна. Вместо филфака можно вполне успешно отучиться на журфаке, а там вообще неизвестно чему учат. Можно лингвистический закончить, редакторский, корректорский. Сценарный, я думаю, тоже покатит. Если вы владеете словом, не столь важно, что у вас будет написано в дипломе. Вполне достаточно будет того, что образование гуманитарное и с русским языком так или иначе связанное.
И, наконец, третий момент – где нужно работать, чтобы стать копирайтером?
Начну ответ со своих любимых банальностей: работать вообще нужно. В школе-институте вы тренировали свои способности параллельно учебе, и денег вам за это не платили (что благородно, но порой весьма печально). На работе же вы будете свои способности уже не развивать, а применять. Целенаправленно. И за это вам будут выдавать денежку, в какой-то мере обозначающую, насколько успешен ваш труд. К тому же на работе почти всегда водятся более опытные коллеги по профессии. Они смогут огранить ваш талант и при необходимости сгладить легкие несоответствия между текстом и окружающей реальностью (ну, например, объяснят, что не стоит злоупотреблять словом «куртуазно», ибо при всей его красоте оно может быть средним читателем не сразу понято).
За всем этим благолепием разумнее всего податься в какое-нибудь печатное заведение. Например, в газету. Приобрести журналистский опыт до копирайтинга хорошо тем, что при работе с сайтами вы будете использовать журналистские приемы. А это куда интереснее. Кроме того, опыт поможет уловить разницу между тем самым копирайтингом и журналистикой. Поможет понять, где допустимо перемешивать приемы из той и другой сферы, а где можно только взболтать.
Начинать сразу с копирайтинга я бы не советовала. Это та сфера, куда лучше все-таки приходить с небольшим опытом писучей деятельности, определенным багажом умений и стилистических приемов. Хотя вполне может быть, что у вас острый язык и вы пять лет учебы писали фельетоны про университет – это неплохой вариант, даже если у вас не будет опыта работы.

И отдельно надо остановиться на отношениях «заказчик - копирайтер».
Мой случай вообще нетипичен: у меня один постоянный заказчик. С другой стороны, это ли не мечта каждого второго копирайтера? С третьей стороны, с заказчиком надо уметь выстроить отношения так, чтобы он стал постоянным.
Когда люди только начинают срабатываться, есть некая щекотливая стадия. На ней особенно легко нарушить сотрудничество, отпугнуть заказчика. Причем сделать это можно не только ошибками в работе, но и ошибками в поведении.
Начинающие копирайтеры нередко впадают в тот же грех, что и начинающие водители. После первой большой зарплаты копирайтера может обуять великая гордыня, он возомнит себя мастером, все знающим и умеющим. Либо это может наступить после определенного периода работы: "я уже целый месяц в копирайтинге!"\ "я написал(а) целых 20 статей!"
Будьте адекватны. Профессионал учится всю жизнь - в том числе и оценивать себя критически. А если через полгода работы вас потрясают приступы звездной болезни и слюнотечения от собственной гениальности - значит, до уровня хорошего специалиста вам еще ой как далеко. :)

URL
   

клетки нужно ломать

главная